Л.А. Карпикова
Научный сотрудник
Дружковского историко-художественного музея
Владимир Федорович Непомнящий
Художник из Дружковки
Поселок Яковлевка – это один из старейших районов в городе Дружковка. Здесь находится частный сектор. Расположен он в стороне от современного центра города, по ту сторону железнодорожного полотна, на холме. Весной он утопает в белой пене фруктовых деревьев, осенью радует глаз соблазнительными плодами.
Здесь 6 января 1928 года родился Владимир Федорович Непомнящий. По национальности он русский, а точнее – сибиряк. Семейное придачие гласит: в прошлом веке предки Владимира Федоровича жили в Сибири, в деревне Немомнящей, жители которой все были Непомнящими. Только не ведомо сегодня художнику, где находится это место – затерялось где-то в сибирских просторах. Перед революцией дед Владимира Федоровича переехал в Донбасс, поселился в Славянске. Бабка в революцию была партизанкой. Потом семья оказалась в Дружковке. Здесь и довелось ему появиться на свет.
На Яковлевке, по соседству с Непомнящими, жили Колька Черкашин и Владимир Сахненко. И были они закадычными дружками. Вместе ходили в школу, трудились, участвовали в проделках. Однажды Черкашин и Непомнящий устроили недалеко от школы костер. И как следует заправили его взрывчатым материалом. Благо после войны его хватало. Взрыв получился что надо. В школе вылетели все стекла, а вместе с ними вылетел из школы Непомнящий. Таким образом в 1943 году Непомнящий попал в ремесленное. Пришлось одновременно учиться и восстанавливать училище. Черкашин при взрыве потерял пальцы на руке.
В 1947 году с фронта вернулся родственник Владимира Сахненко – его двоюродный брат Виктор Сахненко. Последний был на 5 лет старше приятелей, успел уже повоевать, а еще раньше, до войны, приобщиться к изобразительному искусству. И теперь Виктор серьезно готовился поступать в Киевский художественный институт. Писал с натуры этюды. Это заинтересовало друзей и они пришли в изостудию ДК машзавода. Здесь они познакомились с А.Я.Бондарем. и сами заразились живописью. В 1948 году Черкашин и Владимир Сахненко поступили в Ворошиловградское художественное училище. На следующий год туда поступил Непомнящий. Жил у земляка – Ф.Т.Костенко, который преподавал в училище. Но проучился там недолго. Всего 2 года. Было трудно. Голод. Помогать было некому – одна мать. В 1935 году родственников Владимира Федоровича репрессировали. Сейчас правда реабилитировали. Вот и решил он вернуться в Дружковку.
Сначала работал в Краматорском отделении Донецкого художественного фонда. Затем на Дружковском машиностроительном заводе, в кинотеатре города, а последнии лет 15 вместе с Колычевым на Метизном заводе. От сюда он ушел на пенсию, но продолжает трудиться и по сегодняшний день.
Пишет он с натуры. Для души. Главным образом это пейзажи. В основном они небольшого размера, носят этюдный характер: свежие, непосредственные. На его работах запечатлена природа Белоруссии, Крыма, Кавказа, западной Украины – Карпаты, и конечно же родные места – окресности Дружковки, Оскол, Брусино. Художник не любит особо эффектные мотивы, многоцветие красок. Колорит его работ сдержан, скромен, как и сам Владимир Федорович. Всегда чистенький, аккуратный, приветливый, с чувством собственного достоинства. Он из тех, у кого всегда все хорошо. Последнее время может где-то так промежду прочим и проскользнет горечь обиды на судьбу, сыгравшую с их поколением злую шутку.
По этюдам Непомнящий иногда пишет картины более значительного размера («Зимний пейзаж»). Реже пишет натюрморты и портреты.
В свои довольно-таки немолодые годы Владимир Федорович отличается романтической окрыленностью. Он в постоянном поиске и открытии неиссякаемой, волнующей сердце и душу красоты родной земли. Через свои полотна он дарит нам светлое, ничем не замутненное видение величмя природы, ее вечного великолепия и вдохновляющей силы:
Гляну в поле, гляну в небо –
И в полях, и в небе — рай.
Владимир Непомнящий утверждает, что Природа – лучший мастер, а в живописи жанр пейзажа для него превыше всего. «Человек меня не так привлекает, в нем много и хорошего и плохого. А в природе все прекрасно, все возвышено, — делится своим мнением художник и продолжает: — Если в день я не напишу два-три этюда – то день прожит напрасно».
Желание трепетно прикоснуться к вечным ценностям бытия, одержимость открытия мира зовут в дорогу. Непомнящий всегда был непоседой: Крым, Кавказ, Карпаты, Белоруссия… Сейчас силы уже не те. Однако все равно на встречу с прекрасным едет Владимир Федорович, в Славянск, Щурово, Брусино, выезжает за город. Многие работы Непомнящего носят этюдный характер, отчего они свежи, непосредственны.
Живописная манера художника, характер прикосновения кисти к холсту, тональность его мазка дают возможность рассматривать конкретный пейзаж как нечто большее, нежели то, что представлено сиюминутному взору. В работах чувствуется необъятный простор, эмоциональное проявление природы, очищающее душу от гнетущих повседневных забот.