Ко Дню космонавтики! Как Дружковка связана с покорением космоса? Ответ ниже.
Один из уникальных электровозов, изготовленных в Дружковке на машиностроительном заводе.
Делегация дружковцев в музее истории НКМЗ, 12 апреля 2018 г.
За круглым столом. Виктор Борисович Мамонтов, главный конструктор проектов серии уникальных электровозов рассказывает о своей работе на Дружковском машзаводе, музей истории НКМЗ, 12 апреля 2018 г.
Заводчане возле электровоза Т30.
Космодром Байконур.
Газета «За Горную технику» от 1981 года.
В 1963 году предприятию на основании Распоряжения ЦК КПСС и Совета Министров СССР было выдано секретное техническое задание: изготовить электровоз массой свыше 20 тонн, предназначенный для транспортировки на химкомбинатах трансбордера (подвижного устройства для технологической перевозки твердого ракетного топлива) массой до 100 тонн по рельсовым путям железнодорожной колеи. Транспортное средство должно было работать в автоматическом режиме и двигаться с небольшой скоростью, при которой не создавались бы толчки и удары, а его оборудование должно было быть взрывобезопасным.
В течение года отделом подземного транспорта и отделом электропривода были разработаны рабочие чертежи, по которым завод изготовил два опытных образца электровоза – Т20. Непосредственное участие в этом принимали главный конструктор А.А.Нор, ведущий конструктор В.Б.Мамонтов, начальник СКБ Д.Т.Носачев.
В 1966 году группа конструкторов (начальник СКБ Г.М.Яновский) работает над агрегатом 11Т125 (так был назван аккумуляторный локомотив, предназначенный для работ на полигоне Байконур в г. Ленинске, Казахстан). Первая партия агрегатов была отгружена заказчику в 1966 году, вторая — в 1973 году, третья — в 1990 году. Работа велась в сжатые сроки, к ней предъявлялись повышенные требования.
Одновременно в план производства на 1968-1969 годы было включено изготовление промышленной партии электровозов Т20. Но рабочий проект был переделан отделами в соответствии с дополнительными требованиями заказчика, с учетом опыта создания и изготовления агрегатов 11Т125.
В 1978 году сотрудниками СКБ был разработан, выдан в производство для эксплуатации в составе ракетно-космического комплекса «Зенит» (г. Ленинск, полигон Байконур) и в комплексе ЗФ-65, предназначенном для погрузки-разгрузки баллистических ракет на атомные подводные лодки; агрегат 11Т186 (главный конструктор завода А.Н.Козулько, главный конструктор проекта В.Б.Мамонтов).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1980 года за создание агрегата 11Т125 (разработку рабочего проекта, изготовление, испытание и ввод в эксплуатацию) группа работников Дружковского машиностроительного завода была отмечена правительственными наградами.
В 1989 году Дружковский машиностроительный завод получил от «Главкосмоса СССР» приглашение участвовать в оснащении на коммерческой основе международного космодрома в Австралии (на мысе Йорк, полуострова Кейп Йорк, фирма «Кейп Йорк Спейс Эдженси») в составе комплекса «Зенит». В соответствии с Решением Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам от 13 сентября 1989 года № 329 и техническому заданию предприятия «п/я А-1701» группой электровозов широкой колеи отдела главного конструктора и специального конструкторского бюро был разработан эскизный проект тягача ЭТ.
В связи с возникшими разногласиями по ряду вопросов подписание контракта затянулось, работы были приостановлены, а после развала СССР – прекращены.
Встреча В.Б.Мамонтова с бывшими коллегами-конструкторами. И книга «Наш путь к космическим высотам».
Лидия Владимировна Шилина (слева) — один из спонсоров книги В.Б.Мамонтова (она же бывшая коллега).
Книга В.Б.Мамонтова (редактор С.В.Кривоносова).
При подготовке материала были использованы воспоминания В.Б. Мамонтова «От подземных глубин до космических высот».