ФАКТЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.Я.БОНДАРЯ

Татьяна Гришунина
младший научный сотрудник
Дружковского историко-художественного музея

ФАКТЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.Я.БОНДАРЯ
(к 100-летию со дня рождения)

Бондарев (Бондарь) Алексей Яковлевич более пятидесяти лет руководил в городе Дружковке студией изобразительного искусства. Об этом человеке написано множество статей в местной печати. Интерес к личности возрос, после того, как при непосредственном содействии Бондарева в 1984 году открылся в городе музей на общественных началах, основу коллекции которого составили работы земляков-художников. Пару лет спустя Дружковский музей стал филиалом Донецкого художественного музея с определённым штатом сотрудников. Бондареву на то время исполнилось 75 лет, и он передал руководство музеем новой заведующей, но до последних дней жизни оставался неравнодушным к работе «своего детища» музея, следил за его выставками и мероприятиями, давал советы, призывал идти «по намеченному им пути» и откровенно огорчался, если к его мнению не прислушивались. Учителем всех городских художников он оставался и в 90 лет. Как все же складывалась личная и творческая судьба этого человека, тем более что вся его сознательная жизнь прошла в Дружковке?


ДЕТСТВО
Родился Алексей в Ереване 5 августа 1911 г., в семье служащего Бондаря Якова Петровича. После революции 1917 года отец Яков Петрович работал писарем-табельщиком на конном заводе в Горняке, что под Дружковкой. Совхоз Горняк №1 это бывший конезавод графа Г.Г.Елисеева и родная сторона мамы Алексея – Екатерины Александровны (в девичестве Харченко). Она рассказала сыну, каким образом её родня попала в эти края. Мамин дед Кирилл Харченко служил в царской армии рекрутом, в кавалерии московского гарнизона. После служил пятнадцать лет конюхом в московском конном манеже. А ещё позже продолжил крестьянскую работу на конном заводе Елисеева, здесь в Горняке, неподалёку от Дружковки. Прожил Кирилл Харченко 91 год. На конезаводе и в самой Дружковке, где родителям Алексея выделили комнату, ребёнку интересным и новым казалось всё. Как он позже напишет: «Я с шести лет окружён крестьянским бытом, всегда тянулся к общению. Агроном Закорин научил играть в шахматы, а бывший кадет, музыкант, режиссёр и художник Кумельский привил любовь к рисованию и театру» [1]. Эта фраза может считаться самой лаконичной автобиографией Алексея Яковлевича. Вся его дальнейшая жизнь будет тесно связана с рисованием, театром, шахматами и пропагандистской работой под лозунгом «Изобразительное искусство в народные массы!».
Учёба в школе Алексея меньше привлекала, чем общение с музыкантами, художниками, самодеятельными актёрами Дружковки. С восьми лет пошёл в начальную школу, что на посёлке Гавриловка (в том здании сейчас служба скорой помощи располагается) и шёл тогда 1919-й. Как раз в том году через Дружковку части армии Деникина отступали и много уцелевших совхозных лошадей увели. Племенных рысаков там уже не было, но отец Алексея, непосредственно работавший на конезаводе, видимо очень сокрушался по поводу происшедшего и Алексей запомнил этот эпизод гражданской войны. В 1925 году отец Яков Петрович стал работать на заводе им. Ворошилова, здесь же на территории завода была школа-семилетка им. Кима, где Алексей продолжил своё образование вплоть до 1927 года. Из школьных преподавателей Алексей вспоминал с теплотой о Мефодие Речмане — учителе рисования и черчения, он же первый профессиональный наставник по рисунку. Мефодий Фёдорович Речман в своё время окончил Киевскую рисовальную школу [2]. Ещё один представитель русской интеллигенции, о котором часто упоминал Алексей, как о своём наставнике, бывший житель Москвы Кумельский Леонид Константинович. Он оказался в совхозном клубе посёлка Горняк в 1922 году [3]. Руководил в нём художественной самодеятельностью, отдавая предпочтение режиссёрской работе в драмкружке. Постановки (спектакли) самодеятельных актёров пользовались большим успехом. Алексей Бондарь десятилетним ребёнком сыграл роль юного Тараса Шевченко, а дальше – театр увлек ещё больше. В 1926 году Кумельский перешёл работать в городской клуб им. Радченко и Алексей Бондарь стал посещать кружки этого клуба.

ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Из автобиографии Алексея Бондаря: «Работаю рекламёром в клубе им. Радченко, получаю 45 рублей. 1928-й год – безработица, стал на биржу труда. Мне надо было заработать стаж по рабочей специальности, так как я сын служащего, а тогда на это косо смотрели. Пошёл чернорабочим: изолировал трубы, крыл крыши, разгружал вагоны». С большим вдохновением и подробно Алексей пишет о культурных событиях города и в частности о работе клуба им. Радченко: Леонид Кумельский с самодеятельными актёрами ставил спектакли, работала изба читальня, юнсекция, кружок рисования, показывали немое кино, устраивались турниры по шахматам. Алексей был участником, пожалуй, всех тех занятий, а по шахматам получил впоследствии вторую категорию за успехи.
В 1927 году для прохождения практики на Торецкий завод приехали студенты Киевского художественного института Макаренко и Плисковская. Они заинтересовались работой кружка рисования, посоветовали больше внимания уделять творческим работам, а не копированию, что для большинства ребят было новым и непривычным, но понятное дело, более передовым. Местные ребята восторженно следили за художниками-третьекурсниками. Студенты писали настоящие картины, для которых позировали рабочие завода. Алексей запишет, что впервые увидел работу о Дружковке – это панно для рабочего клуба «Отдых», выполненное Плисковской.

Слушатели рабфака при КХИ,1931г.
А.Бондарь (в очках) на переднем плане среди сидящих на земле.

В фондах музея хранятся документы и фотографии, кстати, переданные самим Бондаревым А.Я., из которых становится ясна последовательность обучения Алексея в Киеве: первый 1930-1931-й учебный год он проучился на рабфаке. О чём свидетельствует оригинал справки А.Бондаря, по которой он в 1931 году направлялся на практику в рабочий клуб Торецкого завода, справка подписана: заврабфака Пащенко и секретарём Забавской, а также фотографии, одна из них подписана рукой Бондарева А.Я. «Выпускники рабфака. Киев, 1931г.: Овчинников В., Пащенко А., Бондарь А.» [4,5]. Затем Бондарь стал учиться на недавно открывшемся отделении с ускоренной системой обучения – «политпросвет отделение», а Алексей Яковлевич называл его «театральный факультет». На этом отделении особое внимание уделялось просветительской деятельности. На новое отделение он поступил в январе 1931 года и успешно закончил весной 1934 года. На второй фотографии рукой Бондарева сделана надпись: «Студенты окончившие КХИ в 1934 году, сидят: Федянин, Грош С., Кратко Б., Ремига А., Костенко Ф., стоят: Вознюк, Бондарь А., Чалый С.» [6]. По этой причине существуют расхождения в вопросе точного количества студентов и слушателей курсов из Дружковки, тем более что один студент дружковец в 1931 году оставил учёбу, а другой Бондарь был зачислен на новое отделение художественно-педагогического факультета. Почему допускались неточности в воспоминаниях самим Алексеем Яковлевичем, можно только предполагать. Думается, что злого умысла у него не было. Восприятие событий у этого человека не в точных датах и формулировках происходило, а в образах и впечатлениях, так что впоследствии эти образы не всегда синхронно попадали «в ногу со временем» — творческая натура!
В те 1930-е годы студенты каждое лето возвращались домой в Дружковку, и спешили прийти в клуб на занятия кружка рисования. Делились впечатлениями и опытом во время каникул, готовили эскизы и этюды к своим дипломным работам здесь же. В Киеве на учёбе земляки были дружны. Вместе жили в общежитии, занимались спортом, художественной самодеятельностью, почти все играли на музыкальных инструментах.
Дружковские студенты и рабфаковцы в период учёбы в Киеве стали членами «Объединения молодых художников (митців) Украини» (ОММУ), где все учились новому пролетарскому искусству. Но в 1932 году Постановлением ЦК ВКП (б) были ликвидированы все объединения из-за организационной неразберихи и созданы более солидные Оргбюро, а с1938 г. создан Союз художников Украины. Ребята с разных отделений не пожелали расставаться вследствие прекращения существования объединения, назвались просто клубом по интересам и продолжали приходить на встречи. Среди тогдашних членов объединения Алексей Бондарь называл С.Григорьева, П.Кодьева, Меламедова, А.Пащенко, Е.Холостенко [7].
Руководство КХИ направляло студентов для обмена опытом в развитии пролетарского искусства в другие культурные центры страны. Однажды и Алексею Бондарю довелось побывать в такой поездке. Ездил в Ленинград вместе со студентами и педагогами, среди которых был профессор Андрей Иванович Таран, живописец-монументалист, преподаватель КХИ. А.И.Таран в своё время учился в Пензе, Петербурге и Париже, много интересного рассказал студентам о живописи и особенно увлекательно рассказывал о музейном деле. Эта поездка была для Алексея знаковой, весомой, впечатляющей, она дала возможность ближе познакомиться с профессором и музейным делом, повлияла на решение начать собирать художественные работы. За оставшееся время учёбы Алексей собрал коллекцию работ выпускников. После окончания института, вернувшись в Дружковку, открыл первую выставку этих работ. Во вторую выставку Алексей Бондарь включил творческие и учебные работы членов клуба по интересам, где демонстрировалась и его первая скульптура [8].
Бондарев вспоминал как, учась на втором и третьем курсе института, он вместе с Ф.Костенко и А.Ремыгой получал практические навыки, оформляя выставку «Наука» и отдельное оформление в здании Академии Наук УССР, где темы давал сам президент академии Александр Богомолец. Для студентов такая практика была высшей ступенькой признания их умений.
По окончании института Алексей Бондарь возвращается в Дружковку, а его друг, со школьной скамьи Фёдор Костенко, решает получать второе высшее образование на отделении живописи у Ф.Кричевского.

ТВОРЧЕСТВО — РАБОТА
Запись в трудовой книжке (дословно): «02.06.1934г. – принят на должность художества кино» [9]. В этом же 1934-м году Артёмовским РВК Алексей был признан непригодным к строевой службе по состоянию здоровья [10], но это не помешало ему полностью отдаться творческой работе. По договору выполнял декорации и их реставрацию для Константиновского, Славянского и Артёмовского театров, а затем стал работать художником в заводском клубе и преподавателем кружка рисования.
Можно представить, как появился новый сотрудник, выпускник КХИ Бондарь А.Я. энергичный и одержимый идеями. Ему посчастливилось работать в новом клубе ВСРМ (Всероссийского Союза рабочей Молодёжи) открытом для заводчан в 1931 году. Бондарь разделил любителей изоискусства на три возрастные группы, ввёл пленер – работу на открытом воздухе, помимо этого, пропадал в заводоуправлении и доказывал там эффективность передовых методов работы, «добывал» столы, мольберты, бумагу. Передовым направлением в самодеятельном искусстве того времени уже без сомнения считался социалистический реализм. Одобрялись работы, которые художественными средствами раскрывали трудовые успехи советского рабочего, колхозника, служащего. Поэтому в кружке рисования больше внимания стали уделять проработке психологического портрета человека труда, сюжетным сценам счастливого будущего людей и яркого радостного отдыха после рабочей смены на заводе. Под руководством Бондаря все кружковцы увлечённо рисовали, пробовали писать картины маслом. Поездки и походы на пленер сделали кружок ещё сплочённее и дружнее.
Учёба в художественном институте дала Алексею знания и веру в свои возможности. Видимо впоследствии он хотел разбудить в дружковских ребятах и девчонках подобные творческие силы, заставить и их поверить, что особое состояние, которое называют творчеством, может именно их посетить. В конце – концов, осваивать начальную науку художника, музыканта, актёра не только в Киеве, Ленинграде и Москве можно. Итогами творческой работы становились городские выставки-отчёты, к тому же при таком неравнодушном наставнике с 1936 года кружок стал называться студией и её студийцы впервые приняли участие в областной выставке.
В Дружковке 1930-х активно работал духовой оркестр, особо радуя горожан своей игрой в парке им. Блюхера (ныне парк имени «Ленинской искры»). Действовали: литературный кружок, секция молодёжных мероприятий, украинский и русский драмколлективы. Параллельно с преподавательской работой в студии Алексей не прекращал посещать русский драмкружок, где выступал в роли художника сцены и актёра одновременно. Режиссёр Леонид Кумельский в 1933 году отправился на гастроли с одним из передвижных театров страны, но его дружковский коллектив не распался и ждал новых декораций. Алексей Бондарь также принимал участие в городских шахматных турнирах. Шахматным клубом в 1930-е годы руководил А.Котов ставший позже известным гроссмейстером. В 1937 году дружковская шахматная команда из 10-ти человек (капитан команды Алексей Бондарь) принимала участие во всесоюзном турнире машиностроителей по шахматам проходившем в Киеве.

А.Я.Бондарев ведёт занятие в студии

Творческие задачи для студии изобразительного искусства Алексеем Бондарем были поставлены выполнимые. Ему хотелось, чтобы студийцы принимали участие не только в городских и областных выставках, но и в республиканских. Ему хотелось подготовить молодёжь для поступления в вузы, как когда-то его готовили. Ему хотелось, чтобы и завод гордился своими рабочими, которые пишут замечательные картины, играют в театре, занимаются спортом. Ему хотелось мужем и отцом состояться, поэтому женитьба и рождение детей также приходятся на конец 1930-х годов. Осуществлению перспективных творческих планов помешала война.

ГОДЫ ОККУПАЦИИ
Из трудовой книжки вторая запись: «02.10.1941 – уволен вследствие ликвидации клуба». После объявления войны ушли добровольцами на фронт свыше 1700 дружковцев, среди них бывшие рабфаковцы. Алексея Бондаря на войну не призвали. Он вместе с женой и двумя малышами Эликом и Людой остался в оккупированном городе. Успели эвакуироваться стратегически важные цеха завода, а также военный госпиталь №3409. В октябре 1941 года немецкие захватчики вошли в город. «Новая власть» вызывала жителей в городскую управу и находила им применение согласно своим надобностям, неподчинение приказу – расстрел. Немцы решили, что самодеятельность должна продолжать свою работу, поэтому оставшиеся в городе актёры работали, работал и Алексей, веря, как верили и другие, что делают это для своих сограждан. У Бондарева сохранилась афиша периода оккупации, на которой отмечен весь украинский и русский репертуар того периода. Украинский репертуар: «За двома зайцями», «Панна штукарка», «Хмара», «Наймичка», «Назар Стодоля» и навязанные горуправой произведения: «Мара» Винниченка, «Закон» и «Помста» Суходольского. Из русского репертуара играли комедии: «Маленькая шоколадница», «Без вины виноватые», «Женитьба», «Поздняя любовь». Внизу афиши указывается, что художественным руководителем театра был Н.Г.Голяховский, а за художественный декор отвечал А.Я.Бондарь [11].
Как будет выглядеть житье с захватчиками в дальнейшем, никто тогда не знал, но кому за работу платили хлебными карточками, а актёрам платили, имели надежду на пропитание, к тому же были обещания, что артистов в Германию не отправят. Вспоминает одна из самодеятельных актрис Татьяна Ивановна Тимошенкова, она же Тоня Любкина (в молодые годы): «Немцы искусство любили, приходили всегда на наши концерты, приходило также местное население на постановки (спектакли) и именно для них мы увлечённо играли» [12]. Но в 1943-м году та же Тоня Любкина была угнана фашистами в Германию, режиссёр драмкружка М.Г.Голяховский умер. Настроенные в начале оккупации более вальяжно фашисты к концу 1943-го года действовали жестоко, бомбили не только цеха заводов, а церковь, жилые дома. Полицаи требовали, чтобы мужское население уходило с отступающими немцами (могли быть использованы как живой щит) и поэтому горожане скрывались в близлежащих сёлах и просто в полях.
На серии рисунков А.Бондаря «Цеха завода,1943год», выполненных с натуры, видны масштабы разрушения некогда сильнейшего предприятия Донбасса. К сожалению, судьба рисунков неизвестна, сохранились только фотографии этих рисунков в альбоме студии.
В 1941 году умер Яков Петрович — отец Алексея, последние годы жизни работал на машиностроительном заводе, а в 1944 году от ран в Константиновском госпитале умер Константин Яковлевич — младший брат Алексея.
6 сентября 1943 года Дружковку освободили части советской армии. Алексей Бондарь уже с 10 сентября, по собственной инициативе возобновил работу в клубе, а с 25 сентября того же года работники клуба обслуживали три советских госпиталя, подтянувшихся в город. Алексей снова выступал и в роли актёра и в роли художника сцены. Практически Бондарь стал первым директором клуба после оккупации.

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Неточность, на которую сотрудникам музея указали родственники Алексея Яковлевича – фамилия руководителя изостудии пишется и произносится Бондарев. Но на многих документах, переданных музею, мы читаем Бондарь? Оказалось, что после Великой Отечественной войны Алексею Яковлевичу Бондарю выдали документ с опиской вместо фамилии Бондарь – Бондарев, а он не придал этому событию никакого значения. Теперь живущие в нашем городе родственники Бондаря носят фамилию Бондаревы. А сам Алексей Яковлевич, хотя имел даже в паспорте изменённую фамилию, продолжал подписываться везде как Бондарь. Творческая натура!
Налаживалась мирная жизнь. Налаживал связи с культурной общественностью и Алексей Бондарев. Во время оккупации ему удалось сохранить большую часть художественных полотен и графических листов студийцев и студентов довоенного периода. После войны снова вёл переписку с Киевским художественным институтом, где когда-то учился, по поводу передачи новых учебных работ для Дружковской студии. По окончании войны земляки-художники по традиции также поддерживали связь с заводским клубом и Алексеем Бондаревым. В 1950-е годы вернулся в город, будучи артистом драмы и оперетты Леонид Кумельский.
Неоднозначно было отношение власти к тем гражданам, которые находились на оккупированной территории, как Алексей Бондарев, надо было выдержать ещё и это психологическое давление. Но как бы там не было, привычным делом не запретили заниматься. Его послевоенная трудовая книжка имеет записи связанные только с Торецким заводом им. Ворошилова, впоследствии переименованного в машиностроительный завод. Алексей Яковлевич вышел на заслуженный отдых в 1971 году, но продолжал работать руководителем студии изобразительного искусства на общественных началах вплоть до 1992 года.
Послевоенная разруха устранялась дружковцами быстрыми темпами. Люди с энтузиазмом трудились на рабочих местах, а в выходные дни возрождали очаги культуры. В 1948 году к 50-летию Торецкого завода были построены новые Донецкие проходные, стадион, бассейн с вышкой. Новые проходные Алексей Бондарь прозвал «кванинскими», по фамилии автора проекта Леонида Кванина, который с1926 года посещал кружок рисования в клубе им. Радченко, позже окончил Одесский строительный институт. Л.Г.Кванин остался другом изостудии на долгие годы.
В газетных вырезках 1950-х годов, сохранённых Алексеем Яковлевичем, уточнялось, что «программа КПСС большое внимание уделяет проблемам развития художественной самодеятельности», «не отдельные артисты, музыканты, художники, а все без исключения творческие работники должны деятельно помогать развитию народных талантов». А раз страна поддерживала, пришли снова заниматься в студию не только дети, но и рабочие завода. Студийцы Загнётов, Кабенко, Колбунов, Коржов, Мартынов, Мащенко, Чепель, Юров прошли дорогами войны. Первым делом, Бондарев и студийцы готовились к новым выставкам для цехов предприятия. Периодически устраивались выставки-просмотры для городских учреждений.
Несколько студийцев окончили курсы художников-оформителей, которые организовывались при донецком Доме творчества, иные занимались по программе московского заочного народного университета искусств Центрального дома народного творчества. Заочный народный университет искусств (ЗНУИ) единственное в своём роде учебное заведение, образованное на базе заочных курсов им. Н.К.Крупской. Педагоги энтузиасты Е.Потехина, Ф.Рогинская, И.Машков, И.Грабарь, С.Герасимов, Р.Фальк и другие дали возможность самодеятельным художникам, живущим вдали от культурных центров, совершенствоваться. Среди студийцев-дружковцев закончивших ЗНУИ: Бабенко, Коржов, Неверов, Непомнящий, Пивень, Стопкевич, Чабану, Ященко и другие.
В 1954 году Дружковская изостудия представила работы на I всесоюзную выставку самодеятельного искусства в Москве, где картина Владимира Непомнящего удостоилась почётного знака и грамоты. А уже через три года, к 40-летию Октября и 30-летию студии, новые работы демонстрировались на областной и республиканской выставке. После этого и в своём заводском клубе Алексей Яковлевич также открыл выставку, состоящую из лучших работ Бондаря, Глубокого, Кабенко, Кванина, Костенко, Куштейко, Михайленко, Сахненко, Пащенко, Ракитянского, Яценко. Выставка пользовалась успехом, отзывы превосходные [13,14].
1959 год памятен для изостудии открытием в заводском доме культуры постоянно действующей «Рабочей Третьяковки», которая была призвана демонстрировать лучшие работы студийцев. На открытие пригласили скульптора С.Т.Конёнкова, который ранее с трибуны Всесоюзного съезда художников призвал: «Пусть в каждом городе, в каждом клубе будут созданы свои небольшие, любовно собранные и сохранённые Третьяковские галереи». 85-летний Конёнков из Москвы не приехал, но в знак одобрения прислал свою работу – гипсовый макет памятника Л.Н.Толстому в Ясной поляне [15]. Вслед за Конёнковым, художники Украины, Белоруссии, России присылали живописные и графические работы. Дружковская студия приобрела популярность, о ней писали в местных и областных газетах.

Бондарев со студийцами готовит работы на Всесоюзную выставку

На II всесоюзной выставке самодеятельного искусства в Москве (1961г.) экспонировалось уже 32 работы студийцев, где героями полотен были простые советские труженики. Все 16 авторов, продемонстрировавших своё творчество, были отмечены дипломами и премированы поездками в Киев, Москву, Ленинград.
Самому невозможно организовать большую выставку, праздничную встречу или поездку. Помогать и направлять самодеятельное искусство страны были призваны профсоюзные организации. Алексей Бондарев чувствовал такого рода поддержку и неоднократно благодарил профсоюзную организацию машиностроительного завода за помощь, а также отдельных шефов студии, среди которых Е.С.Хмелько, земляки К.Ракитянский и А.Скорик — (Донецк), М.Найдёнко — (Киев), А.Чубаров, В.Кравцов, А.Куприянов, Е.Стежко, А.Ляшко, О.Чепель — (Дружковка).
Активность самодеятельного искусства в городе помогла пережить Алексею Яковлевичу личную трагедию. Его старший сын Эльмир Бондарев посещал изостудию, музыкальную школу, играл в заводской волейбольной команде. Как всякий отец, Алексей Яковлевич гордился успехами сына, ставшего в армии лётчиком-стрелком дальнего действия, тем более что самому не пришлось служить и воевать. В 1957 году Эльмир вернулся с заболеванием лёгких, тщетно лечился в санаториях страны, в январе 1964 года умер. В альбомах, посвящённых работе изостудии Алексеем Яковлевичем обязательно отводилась страничка, напоминающая зрителю об Эльмире Бондареве: фотографии с армии, санатория, грамоты за спортивные достижения. В заводской галерее был представлен портрет Элика в детстве, написанный Виктором Сахненко, сейчас он хранится в фонде дружковского историко-художественного музея.
Дочь Людмила переехала в Харьков, где сложилась её судьба, там живёт и поныне.

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МИССИЯ
Алексей Яковлевич ещё со студенческой скамьи очень серьёзно отнёсся к своей просветительской миссии. Нигде и никогда не забывал говорить об искусстве и художниках. Часами мог рассказывать о своих студийцах и талантливых людях, с которыми приходилось встречаться. Даже уезжая на лечение в другой город, он не столько лечился, сколько посещал достопримечательности и всевозможные выставки, покупал фотографии, альбомы с выставок, чтобы затем на лекциях или в частной беседе демонстрировать наглядно «красоту искусства». Из сохранившейся переписки с женой Зинаидой Егоровной: «…Вероятно, почти ничего не куплю из домашних заказов. Купил уже на 150 рублей разных скульптур и фигур – но это моя болезнь. Если пришлёшь мне клубные деньги и др. деньги, то ещё кое-что возьму из изобразительного искусства»; «…Сейчас пишу этюды. Ялта произвела очень хорошее впечатление. Почти каждый день езжу на экскурсии»; «…В доме отдыха «Мир» люди из разных городов области и других краёв. Днём читаю, что взял себе. Проведу беседу, просил культработник. Стремятся занять людей и днём и вечером» [16].
В 1975 г. в Москве торжественная церемония вручения премий ВЦСПС за заслуги в самодеятельном художественном искусстве. Со всей страны отобрано несколько самодеятельных творческих студий, достойных наград: танцевальные, драматические, вокальные коллективы и только одна студия изобразительного искусства, которую представлял А.Я.Бондарь. На то время она уже получила звание Народной, первой в Украине (в 1973-м году).
В 1970-х годах правительство снова призывало усиливать меры по дальнейшему развитию самодеятельного искусства. По этой причине наряду с традиционными формами самодеятельного искусства – студиями, кружками – большое распространение получили семинары, где была возможность для живого общения. Бондарев со студийцами посещал семинары – практикумы в Киеве, Москве, Донецке. Проходили региональные семинары и при дружковском доме культуры машиностроителей. После одного из выездных семинаров Алексей Бондарев познакомился со Станиславом Крейцом художником-маринистом из Латвии, руководителем семинара. Позже художник пришлёт в Дружковку информацию о своей работе и картину. Участвовал А.Бондарев и в международной культурной акции, благодаря которой посетил ГДР, но об этом позже.

Дружковские художники обсуждают
новые работы в заводской студии
(В.Ф. Пивень – стоит слева,
И.В. Загнетов – 3-й справа,
П.К. Дорохов – стоит справа)

Приходило новое поколение, которое больше знало об изобразительном искусстве: А.Хлынин, Н.Черкашин, Ю.Комендант, В.Пивень, Б.Романов, В.Марко, П.Гранкин, А.Обеденко, В.Ященко, К.Блошенко, А.Войтов. Бондарев учил деликатно. Наставник считал главным заданием для себя – развивать творческие наклонности каждого, «не пережать», не переучить, а помочь выразить мысль и чувство цветом, линией, определённым ритмом мазка. Ведь в самодеятельном искусстве не существует единых стилевых критериев: один подражает профессиональному искусству, другой пытается выразить совершенно неожиданный «свой» мир.
Совет изостудии помогал руководителю пропагандировать изобразительное искусство: лекции читали, выставки оформляли в общежитиях, школах, горисполкоме, профилактории и коллективные поездки на пленер поддерживали. Это всё творческие люди, которых Бондарев считал своими друзьями и которым был благодарен за поддержку, в их числе Е.Банников, И.Бабенко, В.Бушуев, П.Дорохов, Гранкин, Н.Колычев, Б.Сенин, В.Непомнящий, М.Нужный, А.Мартынов, К.Мащенко, Л.Картошкина, Б.Хулап.
Не прекращалась переписка Бондарева с земляками-студийцами Фёдором Костенко и Виктором Сахненко, ставшими профессиональными художниками. Костенко после окончания КХИ был направлен в Москву, пройдя дорогами войны, преподавал в Ворошиловградском (Луганском) художественном училище, затем жил и работал в Новороссийске. Сахненко после окончания КХИ, работал в Донецком художественном фонде, но особых успехов в творчестве достиг, работая в Минске. Оба периодически посещали Дружковку и попадали в круговорот культурных событий. В одной из программок тематического вечера «Любить искусство — значит нести его людям» ДК Торецкого завода за 1962 год, читаем: «выступления Сахненко В.И. – члена Союза советских художников; Куденко Н.Ф., Кумельского Л.К. – старейших участников театрального коллектива. Вручение дипломов I степени участникам Всесоюзной выставки самодеятельных художников в Москве» [17].
Как носителя единой творческой идеи Алексей Яковлевич воспринимал каждого причастного к миру искусства человека, всегда радовался, если в город приезжал новый художник, скульптор. Приглашал посетить изостудию и принять участие в её работе. Особая гордость Бондаря – это студийцы, получившие специальное и высшее образование в области изобразительного искусства. В отчётах Бондарев укажет, что сорок девять дружковцев стали профессионалами, двадцать шесть студийцев окончили заочный Московский университет искусств. Шестьдесят восемь известных в городе и за её пределами граждан считались у него перспективными художниками, независимо от того получали они специальное образование или нет. Это для «любителей искусства» он устраивал встречи в заводском клубе с Владимиром Кайдой – земляком, орденоносцем, ветераном Черноморского флота, Миной Сытенко — командиром эскадрона 1-й Конной Армии, художниками: Т.Яблонской [18]., И.Макаренко, А.Пискарёвым, А.Последович, И.Базилевским, В.Гажиевым, А.Тузом, Т.Ващенко и др.
Многие выставки и встречи с творческими личностями состоялись благодаря инициативе Алексея Бондарева, благодаря его заразительной тяге к миру искусства, особенно в 1960-1980-е годы, когда для развития самодеятельного искусства в стране были открыты все двери.

Е.Н.Яблонская – гость Рабочей Третьяковки

Не пришлось Сергею Конёнкову приехать в Дружковку, а Бондарев, будучи в Москве в 1961 году, добился с ним встречи, поблагодарил за подаренную скульптуру. Художник очень тепло его принял, так же тепло он принял и делегацию краснодеревщиков, в числе которых был дружковский студиец Иван Загнётов [19].
В Киеве побывали студийцы в гостях у земляка скульптора А.П. Скобликова. Впоследствии на заводской дом культуры пришла от художника телеграмма, следующего содержания: «Дорогие, родные мои земляки дружковцы! Поздравляю вас с 60-ти летним юбилеем вашей Народной изостудии машзавода. Сердце билось, душа плакала и радовалась, когда я первый раз увидел экспозицию творческих работ земляков из Донецкого края, а тем более моих родных из Дружковки. Выставка рядом со мной, где я живу, т. е. на Октябрьской площади, поэтому я каждый день выходя из дома, вижу её и обязательно подойду и посмотрю и, получив хорошее настроение, что я рядом с вами, иду в свою мастерскую. Скучаю и мечтаю приехать на Родину в Дружковку к вам. Долгих лет жизни вашим родным и близким, всем, всем, всем большого счастья! С наступающим Новым годом и всего самого наилучшего, что есть на нашей дорогой планете Земля! Обнимаю. Ваш Скобликов А. П., Народный художник Украины, родной ваш земляк. 13.12. 1986г.» [20].
Очень сожалел А.Я.Бондарев, что, будучи в Германии не смог посетить скульптора Марию Ростовскую, жизненный и творческий путь которой начинался в Дружковке. Считал шефом Сергея Шишко руководителя выставок самодеятельного искусства, с ним неоднократно встречались студийцы в Киеве на обсуждениях. Сразу после войны Алексей познакомился в Москве со скульптором Томским — это было в студии Грекова. А когда в 1971 году в Донецке состоялась персональная выставка Николая Васильевича Томского, то по инициативе Бондарева на встречу с ним ездили более двух десятков самодеятельных художников Дружковки.
Ораторские способности, умение убеждать не подвело Алексея Яковлевича, когда в 1957 году он помогал Фёдору Костенко защищать дипломную картину в КХИ, и в 1960 году, когда студиец Николай Черкашин нуждался в поддержке, опять таки, при сдаче своего дипломного полотна в КХИ.
При анализе жизненных событий руководителя студии, остаётся ощущение отсутствия у А.Я.Бондарева личного пространства, нехватка времени для общения с близкими людьми. К тому же просветительская деятельность вменялась, как нагрузка к основной работе. Судя по трудовой книжке Алексея Яковлевича, он долгие годы являлся инженером – конструктором затем конструктором – художником на машиностроительном заводе. По этой причине видимо уходил периодически «с головой» в заводскую работу. Спонтанным, трудно планируемым был досуг семьи этого человека. Алексей Яковлевич сам впоследствии напишет: «Вся жизнь отдана самодеятельным художникам, студийцам ДК машзавода». А чего стоит его письменный режим, где присутствуют занятия в студии, пленер, лекции, встречи с замечательными людьми, приёмы в выходные на дому?! Такая самоотдача любимому занятию требовала понимания со стороны семьи и видимо жена Зинаида Егоровна принимала мужа таким, каким он был. Зинаида Егоровна Бондарева (в девичестве Денисова) заведовала заводской библиотекой. Сын Константин закончил в 1970-е годы курсы художников-оформителей и некоторое время работал художником в кинотеатре «Космос», но впоследствии выбрал путь рабочего. Благодаря жене, сыну Константину и невестке Зинаиде был сохранён и передан в музей весь документальный архив Алексея Яковлевича Бондарева.

МУЗЕЙ

В 1977 г. сотрудниками Украинского научно-реставрационного управления В.Иванко, М.Гордиенко, Б.Тимофеевой было произведено предварительное обследование здания церкви в нашем городе, построенного в 1904 году. После их исследования здание бывшей Иоанновской церкви было признано памятником архитектуры конца XIX – начала ХХ веков и поставлено на республиканский учёт. На начало 1980-х годов здание пустовало, и встал вопрос о размещении в нём краеведческого музея. На поверку, количества предметов оказалось недостаточно, о чём и сообщил на городском совещании педагог Н.Г.Пергало, занимавшийся этой темой.
А.Я.Бондарь в те годы уже ушёл с завода на заслуженный отдых и преподавал только в заводской студии изобразительного искусства. На том городском совещании он присутствовал, тем более решался такой вопрос. Бондарь не смог усидеть на месте, когда в зале после доклада Н.Пергало наступила пауза и доказал что только произведениям живописи и графики в том здании место. В июне 1982 года Дружковский исполком решил закрепить в постоянное пользование здание церкви за картинной галереей и просить исполком Донецкого областного Совета народных депутатов рассмотреть вопрос об открытии в Дружковке картинной галереи (филиала Донецкого художественного музея) [21]. Студийцы ликовали, принялись выполнять все предписания! Бондарев и помощники почти два года были обеспокоены ремонтом в здании, помогали строителям, чем могли.
С 1984 г. музей на общественных началах принимал посетителей и надо отметить, что их было немало. Председатель исполкома Л.В.Шилина наградила А.Я.Бондарева грамотой за активное участие в работе по подготовке и открытию городского художественного музея.
Донецкий художественный музей проявлял внимание к своему новому филиалу, были привезены на временное хранение произведения из областных запасников. В хорошо сохранившемся культовом сооружении картины и скульптуры воспринимались по-новому. Выставочный зал был просторным, светлым, с высоким куполом. Во время экскурсий и лекций, которые Алексей Яковлевич проводил для молодёжи, акустика была превосходной. Немаловажным плюсом для работы музея были и хорошие подъездные пути к зданию, месторасположение его на центральной улице города. Бондарев не мог нарадоваться, называя «музеем в музее» весь комплекс, имея в виду само здание и картинную галерею в нём.
В 1985 г. работы студийцев ДК машиностроительного завода Дружковки вместе с работами студийцев ДК им. Франко г. Донецка приняли участие в международной выставке. В советские времена были заложены основы культурного общения между дружественными странами. Поэтому не случайно возникла акция «Поезд дружбы», по программе которой жители Донецка неоднократно знакомились с искусством ГДР, а жители Германии с искусством Донбасса. А.Бондарев, как руководитель народной студии участвовал в десятой по счёту акции «Поезд дружбы». В присущей Алексею Яковлевичу манере он записал события той декады по дням: «10-12 мая — Брест, Польша; 13 мая – Берлин, монтаж выставки, вечером гостиница «Штат Берлин»; 14 мая – первые экскурсии по Берлину; 15 мая — выезд в Магдебург, оркестр, приветствия, дружба, открытие выставки, встреча с художниками; 16 мая – электростанция, вечер на Эльбе, мемориал, возложение венков, средневековый замок; 17 мая – Кирха, Хальберштадт; 18 мая – конференция, подарки; 19 мая – прощальный бал в ДК Тельмана; 20 мая – Лейпциг, выставки, костёл; 21 мая — Дрезденская картинная галерея; 22 мая – музеи Лейпцига; 23 мая – из Лейпцига в Берлин, прощальный обед; 24 мая – Брестская крепость» [22].
После такой поездки А.Бондарев вернулся совершенно окрылённым от увиденного и пережитого. Но в тоже время эта поездка, а особенно экскурсии по музеям ГДР послужили поводом для раздумий и принятия решения. Вскоре он согласится с донецкими коллегами, что самодеятельными подходами новый Дружковский музей не удержать на подобающем уровне, нужен штат специалистов. В 1986 г. Бондарев решается передать музей под руководство Т.Я.Долиновской молодого искусствоведа, получившей образование в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Ленинград). С 17 июня 1986 года музей стал государственным на правах Дружковского отдела Донецкого областного художественного музея [23].
Судьба подарит Бондареву ещё два десятка лет жизни после этого события. Все городские художники за глаза будут уже называть руководителя студии с любовью «наш дед». Сам «дед» на правах старого хозяина будет курировать работу сотрудников музея. Доходило и до курьёзов, когда Алексею Яковлевичу казалась, что «музейщики не тем заняты». Например, зачем тратить время на описания тех картин, которые он подарил? Зачем писать научные статьи? Надо «нести искусство в массы» в прямом смысле этого слова, т.е. брать картину из фонда музея под мышку, а лучше сразу три, четыре и нести в школу или техникум, вести там беседу об искусстве. Опять таки, сказывался темперамент энтузиаста-просветителя, и угадывалась творческая натура! Всё бы ничего, объясняли ему «музейщики», если бы не одно «но», картины эти теперь находятся на государственном учёте, и нельзя допускать осыпания красочного слоя при такой небрежной транспортировке. Неугомонный Бондарев к таким методам работы не был готов, поэтому заходил и с другой стороны. Убеждал руководство городского отдела культуры и в частности Л.Н.Яцышину в целесообразности показа работ студийцев на городских праздниках и название акции придумал — «Дружковский Арбат», мол, негоже забывать студийцев, работы которых положили основу музея.
Предположив, что работам студийцев в Дружковке уж не будет уделяться должного внимания, Бондарев подарил несколько картин Краматорскому музею и, конечно же, Краматорский художественный музей с благодарностью принял от А.Бондарева безвозмездную помощь в формировании музейного фонда [24].
«Этот неистовый Бондарь» так назвал Борис Южик газетную статью, посвящённую Алексею Яковлевичу [25]. Пожалуй, таким «неистовым» А.Я.Бондарь становился, когда чего-то не понимал, когда казалось, что всё сделанное ранее может пропасть, уйти в небытие. Много волнительных дней пережил Алексей Яковлевич, а вместе с ним уже и музейные работники, когда в 1988 году православная община доказала своё право владеть зданием церкви. Вопрос более-менее благополучно разрешился, и музейная коллекция была перевезена в только что построенное здание центральной библиотеки им. Л.Украинки, где ей выделили два просторных зала и небольшое хранилище.

ЗАКАТ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Большое количество живописных работ было оставлено Алексеем Яковлевичем для заводского дома культуры, чтобы не утратила своей актуальности «Рабочая Третьяковка» или по-другому «Торецкая Третьяковка», «Дружковская Третьяковка» тем более что там продолжала работать под его руководством детская студия. Перешагнув 80-летний жизненный рубеж, А.Бондарев нашёл для себя достойного приемника, а для студии руководителя. Им оказался Банников Виктор Васильевич, молодой специалист, закончивший ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. Жена Банникова — Екатерина Ивановна в то время работала сотрудником городского художественного музея. Но события 1990-х годов: распад СССР, массовые сокращения и финансовая нестабильность в первые годы независимости Украины не лучшим образом сказались на работе студии, к тому же вокруг заводского дома культуры, где занимались студийцы жизнь уже не била таким мощным ключом, как в 1960 -1980-е годы. Активнее заявляли о своей работе в других районах города: центр детского и юношеского творчества, централизованная библиотечная система, музыкальная школа, художественный музей. Виктор Банников и его семья, к сожалению, уехали из Дружковки в Ижевск, где оба супруга нашли себе работу преподавателей в Удмуртском художественном университете. В настоящее время не представляется возможным проследить судьбу работ, оставшихся в ДК машиностроительного завода.
С распадом социалистического лагеря в 1990-е годы закончилась эпоха самодеятельного творчества в области изобразительного искусства. А.Я.Бондарев не смог распознать глобального масштаба этого явления. Ему казалось, что причина отсутствия внимания к самодеятельному искусству кроется в непрофессионализме музейной работы и культуры города в целом. Он предпринимал неоднократные попытки повлиять на культурную общественность и вернуть приоритеты самодеятельному искусству в стенах художественного музея, но его аргументы тонули в потоке дел и забот промышленного города. А время показало, что государственный музей развивается правильно и сотрудникам не за что получать нарекания со стороны городского и областного руководства. Всё же Алексей Яковлевич ждал, что самодеятельному изобразительному искусству снова будет уделено особое внимание.
В Европе и Америке развивалось и продолжает развиваться непрофессиональное искусство, многими чертами схожее с самодеятельным искусством. В нашем городе такое непрофессиональное искусство чувствует себя очень несмело, может потому, что утрачена созидательная идея. В городе Дружковке пропаганда самодеятельного искусства закончилась со смертью Бондарева в 2005 году.
Дружковский отдел Донецкого художественного музея прижился в новом городском районе. В 1992 году он был реорганизован в Дружковский городской художественный музей. С 2007-го года художественный музей преобразован в историко-художественный. За 25 лет существования музея в его стенах неоднократно принимались передвижные выставки, проводились выставки студийцев, презентации, праздничные встречи. Пока был жив А.Бондарев, приходил в музей как самый почётный гость. Со многими студийцами работники музея поддерживали и поддерживают тесные творческие отношения. Все самодеятельные художники Дружковки очень интересные люди с неуёмной жизненной энергией, они неравнодушны к социальным проблемам, наделены многими умениями, отзывчивы, все без исключения с теплотой вспоминают наставника Бондарева Алексея Яковлевича. Городская администрация поддержала директора музея Т.Я.Долиновскую и дала разрешение на изготовление мемориальной доски в честь А.Я.Бондарева (Бондаря) — руководителя народной студии изобразительного искусства, основателя городского художественного музея, почётного гражданина города. Портрет учителя на мраморной плите выполнил бывший студиец, художник-график С.Ф.Неверов, Мемориальная доска укреплена на здании библиотеки, где расположен городской историко-художественный музей.
Как яркая страница в культурной жизни Дружковки 1930-1990-х годов освещена в музее деятельность самодеятельных художников и их бессменного руководителя.

А.Я.Бондарев со студийцами, 1980-е годы. (слева направо: В.Я.Марко, П.К. Дорохов, А.Я.Бондарев, И.С. Бабенко)

15-летие Дружковского художественного музея (Бондарь А.Я. — крайний слева) (2001 г.)

Работы А.Я. Бондаря из коллекции Дружковского историки-художественного музея:


Пейзаж (540х1085 мм) холст, масло.


Осенний натюрморт (800х940 мм), холст, масло


Выставка работ и портретов, фотографий и документов А.Я.Бондаря, приуроченная к 95-летию художника и годовщине его смерти, из коллекции музея (2006 г.)

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Бондарев А.Я. Письменные воспоминания. Фонд ДИХМ.
2. Фотография в альбоме студии — с.1. Фонд ДИХМ.
3. Артист драмы и оперетты // Дружковка. Страницы истории. — 2010. — с.259.
4. Справка в альбоме студии — с.26. Фонд ДИХМ.
5. Фотография в альбоме студии — с.26. Фонд ДИХМ.
6. Фотография в альбоме студии — с.69. Фонд ДИХМ.
7. Бондарев А.Я. Письменные воспоминания. Фонд ДИХМ.
8. Фотография в альбоме студии — с.20. Фонд ДИХМ.
9. Трудовая книжка Бондаря А.Я. за 1939 год. Фонд ДИХМ.
10. Военный билет Бондарева А.Я. за 1948 год. Фонд ДИХМ.
11. Афиша в альбоме студии. Фонд ДИХМ.
12. Тимошенкова Т.И. Устные воспоминания о драмкружке.
13. Бондарев А.Я. Письменные воспоминания. Фонд ДИХМ.
14. Фотографии в альбоме студии. Фонд ДИХМ.
15. Скульптура в фонде ДИХМ.
16. Письма за 1958г. и за 1978г. к Бондаревой З.Е.
17. Программа в альбоме студии. Фонд ДИХМ.
18. Фотографии в альбоме студии — с. 35,41. Фонд ДИХМ.
19. В гостях у Конёнкова // Неизвестная Дружковка – 1997, №3. — с.46.
20. Телеграмма в альбоме студии — с.29. Фонд ДИХМ.
21. Копия решения в домашнем альбоме Бондарева А.Я. Фонд ДИХМ.
22. Бондарев А.Я. Письменные воспоминания. Фонд ДИХМ.
23. Приказ Министерства культуры Украинской ССР № 471 от 17.06.86г.
24. Подарок учителю // Краматорская правда — 18.08.2001. — с.6.
25. Этот неистовый Бондарь // Дружковский рабочий — 03.07.1993. — с.3.

История города Дружковки…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *