Личность ребенка должна формироваться в игровой деятельности под контролем старших (педагога). Согласно постановлению фгос (государственного стандарта дошкольного образования), основным инструментом обучения должна выступать правильно организованная игровая среда. Если ребенок будет лишен такой практики, можно сказать, что он будет лишен и главного источника развития, как творческого, так и социального.
Вся прелесть такого способа развития заключается в условности. В игре все происходит «понарошку», поэтому многие действия осуществляются без приложения особых усилий. Ребенку достаточно провести черту, чтобы обозначить, где находится детский сад, а где – его дом. Ему не нужен настоящий ключ, чтобы «как будто» открыть дверь.
Сюжетно-ролевые игры
Психологи Л. Выготский и Д. Эльконин тщательно исследовали особенности детской игры, рассматривая ее как основной метод психического развития детей дошкольного возраста. Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок может развиваться всесторонне, в ней он социализируется посредством взаимоотношений с другими участниками-сверстниками. Сюжеты дети придумывают сами, но, как правило, они берут их из повседневной жизни взрослых, основываясь на собственных наблюдениях. Но такое совместное занятие дошкольников может быть возможным только в том случае, если педагог предварительно обучит их основам игровой деятельности и сформирует подходящую игровую среду.
То, что дети усваивают в игре, они запоминают гораздо лучше, чем информацию, которая была изложена в словесной форме. Игра не просто отображает, но также моделирует какие-то определенные ситуации, в которых ребенок является действующим лицом, а не просто созерцателем. Такое моделирование имеет активный характер: дети пытаются заменять предметы, которыми пользуются взрослые, на другие, более доступные для них. А это развивает воображение и творческие способности.