Татьяна Гришунина
младший научный сотрудник
Дружковского историко-художественного музея
ТЕАТРЫ И АКТЕРЫ ДРУЖКОВКИ
(27 марта Международный день театра: к 120-летию со дня рождения Л.К.Кумельского)
В начале ХХ века в молодой советской стране самодеятельное искусство получило равные права с профессиональным искусством. Правящая партия ставила своей целью в короткие сроки сформировать в народе новый тип мировоззрения. Приоритеты отдавались культурным преобразованиям, предполагалось, что учиться азам музыки, танца, живописи смогут не только дети служащих, а рабочих и крестьян. Среди самых широких слоёв общественности возник интерес к творчеству. Такого движения ещё не знала история культуры. В городах и сёлах стали открываться кружки по интересам, где всему понемногу научали бывшие актёры, музыканты и другие представители творческой интеллигенции свергнутого буржуазного класса. Основной целью кружков являлось «содействие просвещению народа и разумному использованию его досуга».
Так официально трактовались те события, но жизнь вносила свои коррективы, где в мире прекрасного учившие и учившиеся были счастливы общению, ощущению причастности к сотворчеству. Не обошли стороной подобные процессы Дружковку. В 1920-1930-е годы в рабочем посёлке работал заводской оркестр духовых инструментов, кружок рисования, кружок художественной вышивки, библиотека и два самодеятельных театральных коллектива.
Один из театральных коллективов заявил о себе в 1922 году, когда в совхозе Горняк №1 (район современного города Дружковки) приступил к работе Леонид Кумельский, приехавший из столицы [1]. Известно, что молодой человек имел опыт работы в театре, но каком, точно не ясно. Став руководителем самодеятельности, он привлекал внимание местного населения к театральному искусству. Вначале актёров для коллектива набирал из числа интеллигенции, но впоследствии пробовали свои силы в постановках выходцы из рабочих и крестьян.
Леонид Константинович встретил в Дружковке свою судьбу Клаву Булгакову (1908-1988). Родственники Клавдии помнят семейные разговоры о том, что Булгаковы состояли в дальнем родстве с писателем Михаилом Булгаковым. Родители отговаривали девушку связывать судьбу с Кумельским, бывшим кадетом, даже если он после этого служил в Красной Армии. Боялись преследований со стороны власти. Но Клавдия вышла замуж за Леонида Кумельского, делила с ним горе и радость до самой смерти. В 1930-е годы семья Кумельских на долгое время уезжала из Дружковки и всё же вернулась, чтобы именно здесь встретить старость. Оставшиеся фотографии, афиши и журналы Кумельских хранились у племянника Евгения Александровича Булгакова и его жены Лидии Константиновны (прямых наследников не было). Среди сохранённого родственниками архива есть две фотографии, подтверждающие учёбу Леонида Кумельского в кадетском корпусе, на них надписи: «ученики кадетского корпуса, 7-й класс: Кумельский и др.» [2]. Помимо фотографий привлекают внимание листы из еженедельного журнала «Рампа и жизнь» за 1916 год, на одном из них сообщается о новой постановке в театре Ф. Корша (Москва) и дана фотография актёра Владимира Кумельского [3].
Владимир Кумельский – артист и Леонид Кумельский – кадет (2-й справа)
Найти связь между двумя личностями — того актёра Владимира Кумельского и Леонида Кумельского, приехавшего в Дружковку непросто. Были ли они родственниками или однофамильцами? Тогда зачем все годы бережно хранились листы с журнала?
С большим обоснованием можно рассуждать о причастности их обоих к театральной сцене. Про Владимира Владимировича Кумельского (1884-1939), не имеющего отношения к Дружковке, сообщается следующее. На сцене с 1904 года, играл в Могилёве и был замечен там русским передвижным театром Ф.Корша. Как талантливый актёр, приглашён в Москву. Работал два сезона с 1916 по 1918 гг. на «коршевской каторге». Пошёл на это целенаправленно, зная, что работа у Корша, как муштра в армии, но зато это ступенька в другие театры Москвы и Петербурга. Так и получилось, уже на сезон 1918-1919 Владимира пригласил играть Малый театр. В 1920-м году Владимир уехал работать в Ярославский театр в качестве главного режиссёра. С 1922 всё чаще посещает Белоруссию. С 1928 окончательно перебирается в Могилёв и создаёт русскую передвижную труппу.
Леонид Константинович Кумельский, приехавший в Дружковку, моложе однофамильца на девять лет (1893-1973). Он становится режиссёром при совхозном клубе, но не профессионального, а самодеятельного коллектива. 29-летний Леонид хорошо был осведомлен о деятельности любительских театров. В 1900-е годы, ещё до свержения самодержавия, внимание прессы часто было приковано к любительским театрам при народных домах. В эти же годы было положено начало быстрому росту художественно-самодеятельных кружков в военных частях, а для гражданского населения в городах и местечках, в особых случаях и в сёлах. Деятельность актёров-любителей эстетически ориентировалась на профессиональное сценическое искусство, находила отклик, понимание и заинтересованность зрителей. Конечно, у самодеятельного коллектива не было высокой театральной культуры, — но зато он горел энтузиазмом молодости и новизны. Постановки самодеятельного драмколлектива под руководством Леонида Кумельского в совхозе Горняк №1 стали доступны малограмотному народу и с каждым выступлением всё больше покоряли их сердца [4]. Сцену, на которой выступали самодеятельные актёры, называли «малым клубом». Со слов старейшего участника самодеятельности А.Я.Бондарева известно, что ранее спектакли проходили и в «большом клубе», находившемся в «Саду металлистов» (сейчас территория машиностроительного техникума), там давали представления заезжие артисты, циркачи, но в конце 1919-го при отступлении армии Деникина он сгорел.
На смену сгоревшему зданию присмотрели бывшую елисеевскую экономию [5], назвали её новым рабочим клубом им. Радченко и потянулась туда молодёжь с окрестных районов [6]. Леонид Кумельский с 1926 по 1933 гг. работал в клубе им. Радченко художественным руководителем. Отвечал за выпуск газеты «Резец», организовывал выступления самодеятельности, руководил агитбригадой «Синяя блуза». Вовлечение зрителей в действие было определяющим принципом таких выступлений. В обобщённых символических образах Труда, Капитала, Революции, в действиях участников представления раскрывались свершения, которые осуществлялись под руководством пролетариата. К примеру, 4 февраля 1931 в день 50-летия К.Е.Ворошилова на сцене клуба Торецкого посёлка агитбригада «Синяя блуза» показывала исторический момент времён гражданской войны: соединение двух фронтов, один из главных героев спектакля – наш земляк М.Лахтаренко. Успеху показов способствовало отсутствие чётких границ между исполнителями и аудиторией.
Фрагмент из письменных воспоминаний Алексея Бондарева: «Центром для молодёжи был клуб Торецкого посёлка, до 1930 года мы в нём выступали» [7]. В 1931 для рабочих Торецкого завода был построен и открыт новый Дом культуры им. ВСРМ (Всероссийского Союза рабочей Молодёжи) где, видимо, сформировался новый штат работников. Многие парни, которые составляли костяк актёрской и музыкальной группы клуба им. Радченко годом раньше, в 1930-м уехали учиться в Киев на рабфак и в институт (всего 18 человек). Л.Кумельский не попал на работу в новый клуб ВСРМ [8], хотя А.Бондарев упоминал неоднократно, что он был хорошим режиссёром, актёром, художником, играл на музыкальных инструментах. Видимо такая всесторонняя одарённость дала возможность быть востребованным не только на самодеятельных сценах нашего города. В 1933 году супруги Кумельские подписывают договор с передвижным театром оперетты Ю.М.Казимирова, куда Леонида Константиновича приняли актёром, а его жену Клавдию Петровну костюмером.
Анализируя творческие пути однофамильцев Владимира и Леонида Кумельских, наблюдаем в итоге две параллели: Владимир – режиссер профессиональной сцены и создатель русской передвижной труппы, Леонид – режиссёр самодеятельной сцены и актёр русской передвижной группы. Леонид Кумельский покинул Дружковку, а самодеятельность, как принцип самовыражения местной молодёжи, заняла здесь прочные позиции.
В 1924 году организован свой клуб в посёлке Сурово (район современного города Дружковки). Располагался в бывшем молитвенном доме баптистов. В нём проходили собрания для местных трактористов и работников виноградников, а также показывались культурные программы. Там репетировала и выступала украинская самодеятельная театральная группа под руководством Григория Фиалко. Драмкружок неоднократно ездил с выступлениями по окрестным сёлам, принимал участие в городских мероприятиях, посвящённых государственным и городским праздникам.
Драмкружок Григория Фиалко в 1928 году
Григорий Фиалко переехал в Дружковку с Большого Токмака вслед за старшим братом Моисеем. В постановках самодеятельного коллектива принимала участие и Евдокия Фиалко жена Григория [9]. Творческую эстафету родителей унаследовали их дочери, одна из них Нона Фиалко стала Заслуженной артисткой Украины, но всё это случилось уже тогда, когда семья уехала из нашего города. Осталась надолго в Дружковке семья старшего брата Моисея. Впоследствии семейные творческие способности раскроются во внуке Моисея — Олеге Фиалко (1946 г.р.), который поступит в Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого на актёрский факультет, затем киноведческий, позже режиссёрский. Олег Борисович причастен к созданию фильмов «Трудный хлеб», «Ералашный рейс», «Мадам Баттерфляй», «Имитатор», «Бич божий» и др. О.Б.Фиалко украинский кинорежиссёр, Народный артист Украины, организатор первого кинорынка в стране, возглавлял жюри на многих кинофестивалях, был председателем Союза кинематографистов Украины [10]. Режиссёр сейчас живёт в Киеве, а в Дружковке остаются его близкие родственники.
Режиссёр О.Б. Фиалко
В советской стране неустанно уделялось внимание самодеятельному искусству, как одному из факторов повышения общественного самосознания людей. Самодеятельные коллективы курировали профсоюзные комитеты. В Дружковке самодеятельное искусство крепло при промышленных предприятиях, особенно в ДК машиностроительного завода (на тот период — Ворошиловского завода). Возвращались из Киева слушатели рабочих факультетов, они же самодеятельные музыканты и актёры. В 1934-м вернулся в Дружковку, после учёбы в Киевском художественном институте Алексей Бондарев (Бондарь), сын писаря с совхоза Горняк №1 (впоследствии рабочего завода) и крестьянки. Он стал дипломированным специалистом в области пропаганды пролетарского искусства, искал возможность приложить свои знания на практике. До учёбы в институте Алексей выступал на сценах города в качестве самодеятельного актёра, а после учёбы он стал художником. Брался оформлять сцены к спектаклям в Дружковке, Константиновке, Краматорске, Артёмовске.
Драмколлектив Ворошиловского клуба. 1934г.
После отъезда Кумельского режиссёрами драмколлектива были В.Н.Морев, М.Г.Голяховский. Постановки этих режиссёров смотрели на сцене заводского клуба. Алексей Бондарев имел должности художника сцены и актёра одновременно, помимо этого он стал руководителем кружка рисования.
Один из участников самодеятельности О.С.Чепель вспоминал, что костюмов для новых постановок было недостаточно, их шили коллективно. Собирались у кого-либо на дому и под непринуждённый разговор с шутками и разучиванием текстов кроили, шили, вышивали. Горожане не теряли интереса к самодеятельности, регулярно посещали в доме культуры спектакли.
Беда для всех одна пришла в 1941-м. В октябре город оккупировали фашисты. Немцы сразу потребовали возобновить работу клуба. Художественная самодеятельность их интересовала, как единственное средство проведения досуга. Городская управа самодеятельным артистам назначила хлебные карточки, были обещания в Германию не отправлять. Одни и те же люди являлись участниками самодеятельных концертов и самодеятельных спектаклей. Если немцев больше интересовали песни и танцы, то местное население стремилось попасть на спектакли, чтобы мысленно окунуться в лучшие предвоенные годы, заручиться поддержкой окружающих, что всё ещё вернётся на круги своя. Алексей Бондарев (Бондарь) сохранил ксерокопию театральной афиши 1942-1943 годов [11]. Его по состоянию здоровья не призвали на фронт и он, как бывший работник ДК был участником тех действ. На одной стороне афиши украинский на другой стороне русский репертуар: драмы «Закон», «Помста», «Хмара», «Наймычка», «Назар Стодоля» и комедии «Мара», «Шельмено денщик», «Маленькая шоколадница», «Поздняя любовь», «Без вины виноватые», «Женитьба». Постановками руководили: В.Н.Морев, Г.М.Ткаченко, М.Г.Голяховский и Л.П.Хилько, всего участников – 32 человека.
6 сентября 1943 года Дружковка была освобождена от оккупантов, а 10 сентября драмколлектив выступал перед тремя советскими госпиталями, подошедшими к городу. После войны старались не вспоминать то время в оккупации, столкнувшись с допросами и осуждением фронтовиков, и всё же сценическое искусство стало призванием для многих участников самодеятельности. В послевоенный период в доме культуры дружковцы смотрели: «Любовь Яровую», «Площадь цветов», «Сорочинскую ярмарку», «Наталку Полтавку», «Платона Кречета» и др. Среди исполнителей часто встречаются фамилии А.Бондарев, Н.Кушнарёва, Л.Пильстрем, Е.Гридунов, Е.Ивлев, Ганночка, Е.Юскевич, Т.Любкина, Л.Хилько, И.Пышкин.
Лидия Тютюнникова свой богатый образный мир демонстрировала публике как самодеятельная актриса. В клубе познакомилась с будущим мужем Алексеем Пильстрем, он играл в струнном оркестре, а работал на болтовом заводе. Суровая война унесла жизнь мужа и двоих детей. Лидия Яковлевна не совсем осиротела, с ней был сын Владимир, ещё был драмколлектив, который не оставила и в послевоенное время [12].
Лидия Пильстрем и Алексей Бондарев
Из воспоминаний Тимошенковой Татьяны Ивановны (в девичестве Любкиной): «Леонид Хилько талантливый актёр и певец. Он имел несравненный голос. Когда пел Лёня мурашки бегали по спине. Люди приходили на самодеятельные постановки, чтобы послушать, как он поёт. Когда Голяховский умер во время оккупации, Лёня был помощником режиссёра, руководил театральной работой, тогда и я ему помогала. Леонида из-за того, что находился в оккупации, не приняли в Одесский институт. Уехал из Дружковки, не «сработавшись с руководством» и стал руководить хором при церкви в г. Краматорске. Сыновья Хилько закончили духовную семинарию. Один из сыновей имеет высокий духовный сан в Донецкой области».
Сама Татьяна Ивановна окончила школу №1 в 1941. В начале войны, на базе школы №2 располагался советский госпиталь. Семнадцатилетняя Таня утром посещала курсы медсестёр, а затем бежала с подругами в госпиталь, чтобы помочь медперсоналу. В оккупационный период, подчиняясь распоряжению городской управы, выступала с самодеятельным театральным коллективом. В 1943-м по доносу одного из местных полицаев, с которым не хотела вступать в близкие отношения, была отправлена на работы в Германию. После окончания войны уехала первыми же машинами с бывшими узниками Бухенвальда на Донбасс и 20 июня 1945 года была в Дружковке. Вызывали для бесед много раз органы КГБ. На работу не брали. Было трудно после возвращения домой. Оптимизм, молодость, открытость, песня, театр помогли зарубцеваться душевным ранам. Много лет Татьяна Тимошенкова выступала в заводской самодеятельности [13].
На фронте Иван Пышкин брал участие в концертах для однополчан, а по окончанию войны приехал в Дружковку на родину жены. После рабочей смены спешил на репетиции в ДК машзавода. Работа на машиностроительном заводе была у Ивана Николаевича не из лёгких — мастер обрубного цеха но, участвуя в самодеятельных спектаклях и концертах, исполнял сатирические куплеты с таким огоньком, что горожане прозвали его «дружковским Олегом Поповым» [14].
«Любовь Яровая», играют самодеятельные актёры
Старшему поколению горожан известна творческая судьба Леонида Кумельского, уехавшего из Дружковки в 1933 году. После передвижного театра Казимирова, он работал в оперно-драматическом театре НКВД в городе Медвежьегорске. Когда началась Великая Отечественная война, Леонид Константинович вместе с женой служил в театре Музкомедии Карело-Финской ССР. В мирное время, до 1952 года руководил театральным коллективом при ДК бумажного комбината в Сегеже. Выйдя на заслуженный отдых артистом драмы и оперетты, вернулся с женой в Дружковку. Несколько лет ещё консультировал самодеятельный коллектив при ДК машиностроительного завода, агитбригаду метизного завода, являлся рабкором газеты «Дружковский рабочий», писал о состоявшихся концертах и спектаклях, что теперь представляет особый интерес. Например, когда в ДК машиностроительного завода был поставлен спектакль по пьесе В.Собко «Жизнь начинается снова» (постановщик Б.Лозовский) Кумельский предстал как театральный критик: «…токарь А.Карпунов неплохо справился с очень трудной ролью К.Шредера, однако он ещё недостаточно владеет техникой речи и очень скупо пользуется жестом.
Хороша мать Греты (Е.Беликова), только в сцене получения Гретой письма с угрозой ей не достаёт настоящей взволнованности и страха за судьбу дочери.
Прекрасно исполнила свою роль Биана Лозовская. Её Эльза Буш – живой, правдивый образ легкомысленной, порочной девушки. Исполненный ею танец и песенка на немецком языке, достигают профессионального уровня» [15].
Леонид Константинович Кумельский
В ДК отмечали юбилей Леонида Кумельского — 70 лет со дня рождения и 40 лет работы на сцене, из них 25 лет в художественной самодеятельности, программа получилась насыщенная, пожалуй, самая яркая и зрелищная из всех выступлений за 1963 год [16]. Кумельскому хотелось, как творческой личности, создать ещё более значимый образ, показать определённую актёрскую школу. Важной миссией для артиста считалось воплощение образа Ленина вождя мирового пролетариата. В начале 1970-х драмколлектив обновил репертуар «Кремлёвскими курантами», где роль В.И.Ленина (Ульянова) была поручена Л.К.Кумельскому. Очень серьёзно Леонид Константинович отнёсся к работе, несколько раз ездил в Москву. Художественный совет Министерства культуры СССР утвердил его на эту роль официально. Вспоминая те события, журналист Борис Васильевич Хулап уточняет, что такое разрешение Министерства было, чуть ли не первым в истории советского театра, когда роль Ленина доверялась участнику художественной самодеятельности [17]. Репетиции в гриме и без грима проходили успешно, но премьеру в городе так и не увидели [18]. Внезапный инфаркт унёс жизнь Л.К.Кумельского. Леонид Константинович умер в 1973 в возрасте 80-ти лет, похоронен на кладбище ДЩ.
За свою долголетнюю театральную деятельность Л.К.Кумельский в своё время неоднократно награждался грамотами, в 1945 Указом Президиума Верховного Совета СССР был награждён медалью «За доблестный труд» в Великой Отечественной войне. За 15 лет работы на профессиональной сцене он создал целый ряд выразительных образов. За 25 лет работы в художественной самодеятельности Кумельский осуществил постановки около 50 спектаклей.
Теплые ностальгические воспоминания у горожан до сегодняшнего дня вызывают постановки: «Сорочинская ярмарка», «Наталка Полтавка», «Запорожцы за Дунаем». Во-первых, привносился местный этнографический колорит в оформление сцены и костюмов, во-вторых, со всею полнотою актёры демонстрировали певческое мастерство во время представления. Петь любят все, а если играют и поют особенно профессионально со сцены Виталий Литвинов, Ирина Копылова, Эмма Мальцева, Валентина Вельбицкая то зритель заворожён.
В советский период неустанно звучали призывы по усилению мер для развития самодеятельного искусства. Руководители предприятий на местах выделяли определённые средства для нужд уже имеющихся кружков и студий, а также для постройки новых очагов культуры.
В 1961 открывает свои двери новый клуб на посёлке Торецкий (директор К.М.Замочникова), где налаживали работу кружки: танцевальный, хоровой, струнный, юных баянистов, драматический, художественной вышивки. Кружками руководили участники художественной самодеятельности завода, которых давно знали в городе.
Построен клуб в заводском посёлке ново-кирпичного завода. Директором клуба стал слесарь ремонтной мастерской А.Т.Мнушко, который также занимался вопросами организации художественной самодеятельности.
Директор ДК машиностроителей В.Я.Зайченко сам был неугомонным участником художественной самодеятельности в общежитиях завода, отделениях совхозов, на смотрах в других городах. Он привозил краматорских машиностроителей в гости на концерты дружковцев, сам был актёром при показе театральных постановок.
Но вместе с тем настал период, когда самодеятельность так сильно как прежде зрителя не впечатляла. Информация в заводской газете «За горную технику» начала 1960-х годов: «Состоялась отчётно-выборная конференция, на которой машиностроители избрали новый состав правления клуба с тем, чтобы он по-настоящему смог организовать работу всех кружков художественной самодеятельности. Избрана также комиссия для составления перспективного плана работы клуба. В неё вошли тт. Юрченко, Каширин, Бондарь, Каминская, Скитиков» [19].
Самодеятельные артисты Дружковки на сцене заводского дома культуры
Помимо воли участников самодеятельности назревали новые культурные перемены. Самым важным из искусств окончательно становится кино, телевидение приходит в каждый дом. Постепенно пропадает интерес к самодеятельному театру. Горожанин если и ждёт выступлений художественной самодеятельности, то иных – современных, зрелищных и чтобы было не хуже чем по телевизору. Администрации клубов и заводским ДК надо было убеждать руководство в необходимости приобретения нового оборудования, костюмов. Москаленко Г.М. привёз фабричные сценические костюмы для артистов машиностроительного завода из Киева, Жирносек Г. привёз костюмы для артистов метизного завода из Донецка.
ДК машиностроителей с 1963 руководил Евгений Борисович Стежко (уроженец Дружковки) – живой, активный молодой человек, только что отслуживший на Балтийском флоте. Правда, поработал он в Дружковке около двух лет, затем учёба в Ленинградском институте культуры (режиссёрское отделение) и последующее руководство ДК строителей в Мариуполе. Обладая природным актёрским даром, Евгений Стежко снялся в шести художественных фильмах, в двух из них в главной роли [20].
В главной роли Евгений Стежко
Вспоминая о культурной жизни в СССР, и о своей стезе руководителя домом культуры Е.Стежко напишет: «В ЦК КПСС, если кто попадал в немилость из числа высокопоставленных, за кулисами уже прогнозировали – бросят на культуру!», т.е. на самую эмоционально и творчески разноплановую, слабо оплачиваемую работу. В своей книге «Записки чудака на букву «М»» Е.Б.Стежко рассуждает о не престижности работы культурного работника и об идеологии того времени: «На этой работе должны были быть талантливые, грамотные настоящие идеологи, а не те, кто гонялся, в своё время, за «стилягами», чтобы разрезать штаны-дудочки, а противопоставить им ничего не мог. Кто запрещал или игнорировал «битников», «битлз», тяжёлый рок и прочее, с которым надо было не бороться, а, зная, использовать для пользы общего дела или что-то противопоставить более интересное» [21]. Культура становится другой, так как советская элита стала другой, быстро набрав вкус к жизни, она перестала особо беспокоиться о запросах простого человека.
А в народной среде возрастал спрос на акустическую и звукозаписывающую аппаратуру, страну охватило всеобщее увлечение современными музыкальными ритмами. Росло число самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). Клубы снова и снова ходатайствовали перед вышестоящими структурами о приобретении новых музыкальных инструментов. В ДК машиностроителей появляется современный ансамбль, в клубах метизников, газовиков, фарфористов — свои ансамбли, были также цеховые ансамбли и агитбригады из числа комсомольцев. Пришло время новых образов вместе с субкультурой молодёжи. Но образы эти надолго рабочих заводов не вдохновили.
Эпоха самодеятельного искусства закончилась с распадом Советского Союза. Конец любой эпохи это как наступление зимы – время холода, скованности, сна. А что будет взращено следующей весной? Хочется верить, что рациональное зерно кроется во всех народных проявлениях творчества. Не случайно Николай Фёдорович Фёдоров [22], известный своеобразный мыслитель, уповал не на современную европейскую культуру, а на всенародную культуру, как хранительницу памяти, вещей, документов, звуков, образов. Народное сознание подсказывает зачастую путь развития современной культуре, как когда-то в начале ХХ века, при смене власти в России, почувствовалась тяга к сценическому искусству простого рабочего, малограмотного крестьянина не только как зрителя, но и как участника представления.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.Под словом «столица» может подразумеваться как Москва, так и Петроград. С какого города прибыл Л.К.Кумельский точно не известно
2.Фотографии кадетов — фонд ДИХМ
3.Журнал «Рампа и жизнь» — фонд ДИХМ
4.Совхоз Горняк №1 организован на бывших землях Г. Г.Елисеева. Купец Г.Г.Елисеев (с 1910 дворянин) на южных окраинах России развернул бурную деятельность. На территории современной Дружковки имел земли, владел конным заводом, кирпичным заводом, построена экономия для управления землями
5.Городская центральная больница по ул. Ленина находится в частично реконструированном здании бывшей елисеевской экономии
6.А.Ф.Радченко первый председатель Дружковского поселкового Совета рабочих и солдатских депутатов, февраль 1917 застал его в Дружковке, где руководил красногвардейским отрядом
7.Торецкий посёлок — район, где жили рабочие Торецкого завода. В 1920 на базе двух заводов (Торецкого и Донецкого) создан «Торецкий сталелитейный и механический завод им. Ворошилова»
8.Заводской дом культуры имел официальное название «им. ВСРМ» (Всероссийский Союз рабочей Молодёжи), но у горожан закрепилось название «клуб им. Ворошилова», построен он для рабочих завода им. Ворошилова, к тому же, художник А.Бондарь создал монументальную работу «Ворошилов на коне», которой украшали фасадную сторону этого здания
9.Фотографии Григория и Евдокии Фиалко – частный архив Евгения Фиалко
10.Фотографии и документы Олега Фиалко — фонд ДИХМ
11.Ксерокопия афиши 1942-1943гг – дополнительный фонд ДИХМ
12.Фотографии Л.Я.Пильстрем – фонд ДИХМ
13.Фотографии Т.И.Тимошенковой – фонд ДИХМ
14.Фотографии И.Пышкина – фонд ДИХМ
15.Газета «Дружковский рабочий» — 04.03.1961, с.4 – частный архив Б.В.Хулапа
16.Программка юбилейного вечера, посвящённого деятельности Кумельского – фонд ДИХМ
17.Фотография Л.К.Кумельского в гриме Ленина – фонд ДИХМ
18.На профессиональной сцене грим артисту для образа Ленина мог выполнять только человек со специальным разрешением
19.Газета «За горную технику» — 09.06.1961, с.2 – частный архив Б.В.Хулапа
20.Афиша фильма «Багряные берега» — 1989г. – фонд ДИХМ
21.Е.Б.Стежко // Записки чудака на букву «М» — 2008. Мариуполь – фонд ДИХМ
22.Н.Ф.Фёдоров (1828-1903), религиозный мыслитель, один из основоположников русского космизма. В 1874-1898 библиотекарь Румянцевского музея